Игорь СЕМШОВ: интервью для Официального журнала ПФК «Арсенал»

16.09.2017 18:14 3095 Пресса

В преддверии матча с «динамо» героем «Большого интервью» стал 39-летний Игорь Семшов, известный в недавнем прошлом футболист, игрок сборной России, а ныне тренер тульских оружейников.

- Был такой фильм «Человек из бронзы». Он словно об Игоре Семшове, ведь в вашей коллекции сплошь бронзовые медали - с «Торпедо», «Динамо», «Зенитом», со сборной России на Евро-2008, третьи места в списке 33-х лучших ...

- Вначале казалось, что обычное совпадение. А когда закончилась карьера, подумал, что в этом есть что-то закономерное. Отношусь к себе с долей критики: где-то я недоработал, где-то не хватило самой малости. Хотя и бронза дорогого стоит, особенно с «Торпедо» и «Динамо». Да и с «Зенитом» в 2009-м, при всем авторитете петербуржцев, третье место далось непросто.

- Медали где храните?

- Дома, у меня нет специальной витрины в серванте. Спокойно к ним отношусь. Считаю, это личное. Я и футболки не любил собирать, если только кто-то попросит поменяться. Не нравится жить прошлым, сейчас у меня новый этап жизни. Не скрою, приятно, что я заслуженный мастер спорта, играл на чемпионате мира и чемпионатах Европы. Любой футболист должен ставить максимальные цели - попасть в сборную, играть в большом турнире.

- Фанаты «Торпедо» называли вас «наше всё». Болит душа по автозаводцам, играющим в ПФЛ?

- Конечно, болит. Клуб дал мне путевку в большой футбол, там я стал тем Семшовым, которого знают болельщики, дорос до сборной. Хотя начинал в ЦСКА.

- С нашим земляком Вячеславом Даевым, бывшим защитником «Торпедо», ЦСКА и сборной России, пересекались?

- Так Слава крестный папа моей дочери! Мы поддерживаем отношения. Даев сейчас в дубле «Локомотива» помощником главного тренера. Он тоже приглашение в сборную получил, будучи игроком «Торпедо». В 2001 году Слава должен был быть свидетелем на моей свадьбе, а его в первый раз вызвали в сборную. Но я не очень сильно расстроился, больше за него обрадовался. Не каждый день зовут в сборную.

- В советское время за «Торпедо» играли воспитанники тульского футбола Юрий Хлопотнов, Владимир Фомичев и Юрий Миронов. С ними знакомы?

- Миронов был помощником у Петренко в «Торпедо». Часто вспоминаю историю, связанную с Тулой. Перед тем, как попасть к черно-белым, был на просмотре в «Арсенале» у Кучеревского и его помощника Аджема. Это начало 1998 года. Зимой тренировался с туляками. Поехали в Москву в офис ЦСКА уладить переход в «Арсенал», но армейцы не отпустили. А вскоре меня забрал в «Торпедо» Тарханов, который сыграл важную роль в моей карьере. Арсенальская база в Груманте только строилась, мы ночевали в пионерлагере. Из российских игроков запомнил Бута, Федотова, который сейчас возглавляет «Оренбург», Климова и еще одного нападающего. Саша его зовут ...

- Кузьмичев, лучший снайпер оружейников в те годы.

- Да, Кузьмичев. Он тоже торпедовец.

- Признание болельщиков много значит для вас?

- А как иначе? В «Торпедо», бывало, даже на руках носили. Фанаты знали, что за команду я горой. Но так сложилась жизнь. В 2005 году босс автозаводцев Алешин отдал в «Динамо». «Торпедо» выручило хорошие деньги для развития клуба. Когда не получилась сделка с Мамутом, руководители черно-белых понимали, что тяжело будет выживать. В «Динамо» признали, треугольник Хохлов-Данни-Семшов был на слуху. Но после перехода в «Зенит» в 2009 году и возвращения к бело-голубым год спустя надо было снова завоевывать уважение болельщиков. Когда приехал с «Зенитом» в Химки на игру с динамовцами, такого о себе наслушался. Наверное, это был самый тяжелый матч в жизни. Еще вчера фанаты тебя обнимали и возносили, а потом кричали такое, что волосы дыбом вставали. Требовалась крепкая психика. Но я тогда говорил и сейчас повторю: нужно было уйти в «Зенит», чтобы вернуться. Меня предупреждали, что нельзя поддаваться на провокации, в двух­трех матчах возможна обструкция. Надо было сделать что-то важное. В стартовом туре чемпионата 2010 года «Динамо» играло со «Спартаком» в Лужниках. При 55-и тысячах зрителях я забил победный гол с передачи Чеснаускиса - 1:О. Динамовские фанаты приняли меня. Можно сказать, что они стимулировали играть на максимуме.

- В бытность игроком вы отличались эмоциональным поведением на поле.

- Я и сейчас способен завестись на тренерской скамейке. Не понимаю тех, кто выходит на поле без характера, без стремления к победе. Игрок всегда жаждет гола. Был на ножах с Карлосом и Это`о в золотом составе «Анжи». Для меня на поле не существовало авторитетов среди соперников. Бывали такие моменты, если себя чувствовал, как флегма, понимал, что игры не получится, толку не будет. Не приемлю, когда футболиста обыгрывают, а он спокойно реагирует, играет спустя рукава. Я ведь не выделялся габаритами. Брал самоотдачей, резкостью, стремился обыграть оппонента, чтобы создать численное преимущество своей команде в атаке. Цель перед собой ставил - забивать. Жажда гола всегда присутствовала, хотя большую часть карьеры провел на позиции опорного хава. Игра должна оставлять отпечаток в виде гола. Смотрю сейчас на все с другой стороны: ребята тренируются пять-шесть раз в неделю, чтобы раз выйти и все доказать в игре. Если в этот единственный день показывают свой максимум, ради которого проливают пот на тренировках, значит команда будет наверху.

- У вас был шанс поиграть за рубежом?

- Скорее нет. Предложения поступали после Евро-2008, когда мне было за тридцать. Не стал их рассматривать. В 2003 году «Торпедо» играло в Кубке УЕФА против «Вильяреала», вроде испанцы выходили на меня. Но не сложилось. Думаю, когда я играл, уровень в РФПЛ был повыше, особенно у тех, кто занимал места ниже седьмого-восьмого. Финансовая составляющая этих клубов была ровнее, сейчас многие просто выживают.

- То есть вашему темпераменту соответствует поведение на бровке Конте и Моуринью?

- Эмоционально активные тренеры заряжают, они сами в игре, хотят помочь все полтора часа, слышат их или нет футболисты - это другой вопрос. Конте и Моуринью? Там такие футболисты, что помогать не надо. В этой агонии, в этой страсти непросто донести мысль до игрока, надо и самому все переварить. Когда видишь специалиста, который спокойно реагирует на голы своей команды, остается только позавидовать. Ты тоже хочешь сдержать эмоции, но не получается. Когда меня спрашивают, как себя чувствую в новой роли, отвечаю: легче играть, чем тренировать.

- После завершения карьеры футболиста в «Крыльях Советов» у вас была двухлетняя пауза.

- Благодарен президенту «Арсенала» Гураму Захаровичу Аджоеву, который вернул меня в футбол. Сначала это был проект Народная футбольная лига, теперь - «Арсенал». Он протянул мне руку, хотя я не играл в «Динамо», когда Аджоев там был в качестве спортивного директора. Такова жизнь: пока играешь, ты на коне, а закончил - забывают. Я рад, что все так сложилось. Мне не хватало эмоций, футбол, как наркотик, он постоянно манит. Но для этого, конечно, нужно любить футбол.

- Как проходит учеба в академии тренерского мастерства?

- Надеюсь, в конце года сдать экзамен на категорию А. Не думал, что так быстро придется учиться на тренера. Много беру оттуда. Хорошо, что есть практика, только она дает ответ на многие вопросы. Всегда нужно думать. Как получается, что тренер с одной и той же методикой в одной команде берет медали, а в другой - вылетает из премьер-лиги? Ответ в психологии. Спасибо Гураму Захаровичу и за то, что дал возможность поработать в команде, пока клуб искал нового тренера. Неделю исполнял обязанности главного тренера, и сразу возникло множество вопросов: как общаться с игроками, как донести свои мысли, как подсказать, какое упражнение дать? Работая с Кирьяковым и теперь с Божовичем, многое почерпнул. Спецы со стороны любят давать советы, но пусть попробуют оказаться на месте тренера. Как себя будут вести? Главный тренер - это адски тяжелый труд. От него зависит и результат, и атмосфера в коллективе, и психологическое состояние каждого игрока. Если наступила полоса неудач, нужно уметь все перевернуть.

- В свое время помощник Дмитрия Аленичева Дмитрий Ананко говорил, что год в «Арсенале» идет за все пять.

- Дмитрий был дольше меня в Туле, ему виднее. Но вспомните, какая у нас была весна. Ночами не спишь, думаешь, как мы сыграем, как конкуренты. «Арсенал» еще не вышел на тот уровень, когда можно чувствовать себя спокойно в премьер-лиге. Тула проводит только третий сезон в РФПЛ. Нужно время, чтобы подтянуть клубную структуру, состав и многое другое. Турнирный опыт тоже необходим.

- В апреле-мае «Арсенал» шел по лезвию бритвы, но все завершилось чудесным  спасением.

- Тем и прекрасен футбол, что заранее не можешь назвать ни один результат. Вот все и думали, что мы сейчас обыграем «Амкар». А они тоже приехали за очками. Только через труд можно чего-то добиться, на легком аллюре никого не обыграешь.

- «Арсенал» для вас особенный клуб.

- Безусловно. Это не только место работы, но мой первый тренерский опыт. Я получил редкий шанс начать с клуба премьер-лиги. Кроме «Арсенала» ни за кого не болею.

- Божович сильно отличается от Кирьякова?

- Со сборной в моей карьере наберется больше десяти тренеров - каждый личность, только главный тренер решает, как вести процесс, как общаться с футболистами.

- Следите за английским опытом Леонида Слуцкого?

- Больше слежу за премьер-лигой. Хотя, конечно, в курсе результатов «Халла» в чемпионшипе, читаю новости, связанные с командой.

- В чем отличие иностранных тренеров от российских?

- В полном доверии к футболисту, что предполагает ответную реакцию. Это касается и быта. Когда после отпуска работали с ребятами, не раз говорил футболистам: «Мы с вами на поле 3 часа максимум, а в сутках у вас остается еще 21 час. Вы должны знать, когда лечь спать, когда пообедать, когда пойти в кино или погулять с детьми». Никакой тренер не поможет, если нет профессионального отношения к делу. За два-три дня до матча футболист обязан себя ограничивать во всем. Никаких походов в кино и так далее. Самоподготовка в большом спорте на первом месте.

- В чем главная фишка Гуса Хиддинка, с которым Россия взяла бронзу Евро-2008?

- Голландец полностью доверял футболистам, развязал им руки. Перед заездами не ограничивал общение с родными. Хиддник говорил: «Вы моете пойти куда угодно и делать что угодно, но завтра на поле я все увижу. Если кто-то не будет выполнять мои требования, тот не будет играть». Мы тренера не подвели.

- Не чужое вам «Динамо» - ближайший домашний соперник «Арсенала».

- Суть «Динамо» в его девизе «Сила в движении». Там осталось много знакомых, мы общаемся. Весной мы тренировались на динамовской базе в Новогорске, перед сезоном провели там спарринг с «Динамо». Этому клубу я многим обязан как футболист. «Динамо» в мои времена было в лидерах, сейчас, после ФНЛ, задача у бело-голубых попроще. Мы хотим выиграть. Кто будет лучше на поле, тот и победит.

- Многие отмечают прогресс в игре «Арсенала» по сравнению с минувшим чемпионатом, однако чего-то команде по­прежнему не хватает.

- Очков не хватает, а еще спортивной злости, самоотдачи. Вижу, что ребята играть могут и умеют, на тренировках работают по максимуму. Надо добавить недостающие качества. Болельщикам пожелаю терпения. Их поддержка нам поможет. Людей нельзя подводить, мы об этом говорим игрокам. Болельщики переживают, приходят на стадион семьями. Люди должны видеть, что команда отдает все силы, чтобы добиться результата.

- Что-то вас удивило в восьми летних турах?

- Радуют поля. Что будет дальше - посмотрим. Я больше за своей командой слежу. Высокое место в таблице «Ростова», с которым открываем сентябрь, не удивляет, он всегда был крепкой командой, особенно дома.

- За клубы и сборную вы забили свыше ста мячей. Помните каждый гол?

- Помню практически все. И с дальних дистанций, и головой, и корявенькие. Кстати, в Ростове-на-Дону забил 100-й и 101-й, так что этот город вызывает у меня хорошие ассоциации. В 2009 году забил в товарищеском матче Аргентине. Для меня это был первый гол за сборную, очень ждал его, за плечами было уже около сорока игр за Россию. Сыну потом говорил: «Вот, Витя, забил на глазах Марадоны». Месси из-за травмы наблюдал за игрой со скамейки.

- Обычно просят назвать самый красивый гол, но я попрошу вспомнить самый несуразный.

- Это как раз 101-й гол. Воронин скинул мне мяч, толком удар не получился. Защитник «Ростова» побежал в ворота, но мяч как­то перескочил через него и еле закатился в сетку.

- Пятнадцать лет назад вы стали обладателем приза «Честная игра» от «Комсомольской правды». За что удостоились награды?

- Эпизод из матча автозаводцев со «Спартаком»: мог забивать в ходе атаки, но увидел, что защитник соперника Митрески упал после попадания мяча в голову. Вместо удара по воротам отправил мяч в аут. Человек лежал на поле, я не знал, симулировал Митрески или нет. В тот момент это было неважно. Но у меня есть принципы, через которые я не переступлю . Кто-то меня поддержал в той ситуации, как президент «Торпедо», кто-то-нет.

- А  вы ведь еще и «Джентльмен года» от той же «Комсомолки». Титул за образцовое поведение на поле, в том числе к сопернику.

-В 2008 году по этому поводу обзавелся смокингом , который предоставили организаторы. Примерил, подшили его. Приз вручал предыдущий лауреат Дмитрий Аленичев.

- Аленичев оставил яркий след в истории «Арсенала».

- Мне Дмитрий импонирует и как человек, и как специалист. Дай бог, чтобы на следующий год «Арсенал» и его «Енисей» встретились в премер-лиге.

- А что с вашим смокингом?

- Висит дома. С того раза не надевал, хотя вручал премию Диме Хохлову и Артему Дзюбе, но делал это без смокинга. Говорил, что джентльмен на церемонии должен быть один.

 - Какой ваш стиль одежды?

- Если с женой идем в театр или на кое-то торжество, предпочитаю рубашку и брюки. А так, учитывая, что много езжу на автомобиле, выбираю практичную одежду.

- Как проводите свободное время?

- Можем сходить пообедать в ресторан, в кино или театр. Сейчас много антреприз. Как-то посмотрели моноспектакль Сергея Безрукова «Хулиган. Исповедь» о Сергее Есенине. Честно говоря, было тяжело. Люблю легкий жанр.

- Гороскоп утверждает, что родившиеся 6 апреля любят шутить и иронизировать над собой.

- Не знаю. Я овен, баран, всегда такой упертый (смеется).

- Вот и самоирония проявилась. Бараном себя назвать не всякий сможет.

- Упертый - это про меня. Даже если не прав, стою на своем до конца, хотя могу и сгладить острые углы в споре.

- Какой вид спорта, помимо футбола, любите?

- Хоккей. В детстве играл, зимой с сыном гоняем шайбу. Есть мечта поехать в НХЛ, посмотреть матчи. Не могу сказать, что много друзей в хоккее, но знаком с Сашей Овечкиным, Олегом Квашой, Егором Михайловым, Сашей Байковым. Со многими могу поговорить, вообще футболисты и хоккеисты много общаются между собой - так повелось. Когда в Москве проходил чемпионат мира, просил организовать встречу для сына с Дацюком, Мозякиным и другими сборниками. Приехали у них автографы брать, а они со мной тоже стали фотографироваться. Сын не мог понять, кто главная звезда (улыбается).

- Какую роль в вашей карьере сыграл отец? Петр Иванович Семшов - известный тренер столичной ФШМ.

- Сейчас он работает в школе «Кунцево». Как на игрока он оказал определяющую роль. Спортивная злость, работоспособность - это от него. Папа играл на любительском уровне, в советское время турниры КФК отличались сильным составом участников. Помню, отец меня брал на игры в Смоленск, Вологду, я ходил на домашние матчи. Ты должен быть в движении 90 минут, - говорил отец. - Но я же умру на поле. - Никто еще не умер. Постоянно открывайся, двигайся с мячом и без мяча, с уходом принимай мяч, не проигрывай единоборства. Эти наставления мне здорово помогли. В шесть лет папа отвел меня в ЦСКА. Выбрали армейскую школу, потому что у ЦСКА был свой манеж. Вопрос пройти отбор не стоял, я выделялся среди сверстников, мог обыграть один в один. Отец со мной много возился. Петр Иванович переживает за «Арсенал». По тренерским взглядам мы не всегда совпадаем. У него своя позиция, у меня - другая.

- Какое у вас хобби?

- Футбол занимает огромное место в жизни. Если не играю, то смотрю, если не тренирую, то анализирую.

- От футбола нельзя устать?

- Нельзя, особенно сейчас. Когда играл, интересовали в основном результаты конкурентов. Сейчас мне важно знать все: какой схемы придерживаются футболисты, как перемещаются, как перекрывают зоны, помогают друг другу, держат глубину и ширину атаки и так далее.

- Книгу воспоминаний не хотите написать?

- Журналисты предлагали. Нужно спонсорство, хотя можно издать и на свои деньги. Но все же необходимо в тренерском деле наработать опыт, чтобы сопоставлять Семшова-игрока и Семшова-тренера. Сейчас смотрю футбол с другой позиции. Чем быстрее убьешь в себе игрока, тем будет проще.

- Вы уже знаете, кем будут ваши дети?

- Пока нет четкого понимания. По-моему, у детей формируются другие жизненные принципы, у них больше искушений, шире выбор. Раньше ставили цель и шли к ней. У кого не было цели, тот обретается у ларьков. На мой взгляд, раньше было проще.

 

Беседовал Евгений Овсянников

Поиск по новостям

Рубрика:
Дата:
С
по

Как, на Ваш взгляд, изменилась игра Арсенала по сравнению с осенней частью сезона?

Голосовать