Сергей ТКАЧЁВ: интервью для Официального журнала ПФК «Арсенал»

08.04.2018 19:30 2918 Пресса

С Сергеем Ткачевым не соскучишься. 28-летний полузащитник - живой и непосредственный собеседник. А на поле за Русского Халка лучше всего говорят пять забитых мячей. Это второй показатель в «Арсенале».

-          Сергей, начнем с вашей малой родины. Что такое Богучар?

-          Это небольшой городок в Воронежской области, скорее - большая деревня (улыбается). С Богучаром связаны теплые воспоминания, в отпуске стараюсь навестить родителей и всю родню, на Новый год - я тоже там. Когда я начинал, в райцентре было много футбола. Сейчас, по моим ощущениям, ребята не так хотят играть в футбол. Раньше даже была своя футбольная школа по возрастам. Маленький Богучар дал нашему футболу несколько воспитанников, в их числе Саша Дутов, играющий сейчас за «Тамбов».

-          Чем еще славен Богучар?

-          В десяти минутах езды - Дон. Незабываемые картинки из детства: с родителями едем на реку с ночевкой, ставим палатку. Рыбалка, уха, шашлыки. А по Дону баржи неспешно проплывают. Красота!

-          В вашем роду были футболисты?

-          Нет, я из нефутбольной семьи. Отец крутил баранку «КамАЗа», работал в строительной компании и инкассатором. Мама всю жизнь трудилась в детском саду. У меня есть возможность помочь родителям, теперь у них небольшой бизнес — автомойка. Им нравится. Мой младший брат Виталий занимался футболом, начинал в егорьевском «Мастер-Сатурне». Имел хорошие данные, по скорости меня превосходил. К сожалению, однажды мы попали в дорожную аварию, он получил травму руки. Брат много пропустил, потом ездил в Сызрань в команду второй лиги. Но заиграть там не удалось. После этого Виталий принял решение закончить с футболом.

-          Каким было ваше знакомство с футболом?

- Родители пустили в свободное плавание. День был расписан с утра до вечера. После школы бежал в футбольную секцию, отпрашивался минут за десять до окончания тренировки и спешил в художественную школу на резку по дереву, этажом выше располагался компьютерный класс и я шел туда. Но и этого мне было мало. В восемь или девять лет я пел в школьном хоре. Правда, оттуда меня быстро выгнали - слишком голосистый был (смеется). И еще как-то попробовал себя в танцах. Но я понимал, что футбол мне ближе. Так и сказал родителям: «Буду заниматься только футболом». В Богучаре я начинал, в пятом классе переехал в Воронеж к тренеру Олегу Павловичу Логинову и даже жил у него. Воронеж - большой город, там уже все было серьезно. В Богучаре же я тренировался с разными возрастами. В десять часов - со своим 1989 годом, в двенадцать -с более старшими ребятами.         

-          Вас можно считать футбольной гордостью Богучара.

-          Местный журналист Владимир Забудько буквально на днях написал небольшую книгу про меня. Он и другие мои земляки следят за моими выступлениями. Получается, богучарцы болеют за «Арсенал». Об этой книжке мне сказал отец. Такое внимание не только приятно, но и ко многому обязывает.   

-          Начало вашей карьеры - это команда знаменитого в прошлом нападающего «Спартака» Валерия Шмарова.

-          В десять лет я уехал в Воронеж, у нас был спецкласс, команда называлась «Станкостроитель». В 8 классе все вместе перешли в другую школу, вот тогда я и оказался в Футбольном центре Шмарова. С ФЦШ-73 выступал в любительском первенстве и втором дивизионе.

-          В 2007 году ФЦШ-73 встречался с тульским «Оружейником» в первенстве Черноземья. Помните результаты?

-          Что-то типа 0:2 или 2:0. Так?

-          Нет.  В Воронеже была в ничья 2:2, в Туле проиграли - 0:5.

- Я играл вообще (улыбается)?

- Да, в обоих матчах.

- Столько лет прошло...

- Шмаров вам много дал?

- Он и Сергей Геннадьевич Якунин, который тренировал после «Станкостроителя». Шмаров начал к нам приглядываться. Наверное, так у него родилась мысль создать свой Центр. Стали играть на КФК, он был главным тренером. Как у каждого спартаковца, у Валерия Валентиновича свой характер. Могу сравнить его с Юраном и Карпиным. Шмаров - человек с огромным авторитетом. Его боялись, он проводил теорию по два часа, пихал каждому. На тренировках больше внимания уделялось нападению и мне как игроку атаки это было приятно вдвойне. Каждый тренер, с кем доводилось работать, мне что-то дал. Отмечу и другие моменты. У Шмарова была возможность решить вопрос с экипировкой: нас одевали в Adidas, играли мячами Таngо Аdidas. Правда, сейчас они кажутся такими большими арбузами (смеется). Нас ругали за грязные бутсы, приучали к опрятности. Шмаров и Якунин говорили: «Самое главное, что у вас есть - ваши бутсы».

- От Шмарова, забившего со штрафного золотой гол киевскому «Динамо», и пришло умение исполнять стандарты?

- Он со мной много занимался. Мы оставались после тренировок, Шмаров здорово бьет с обеих ног. Но вообще удар у меня с детства, всегда любил бить: дополнительно отрабатывал удары, старался попасть в штангу и перекладину, забить с центра поля. Тренеры же показывали, как правильно бить. Ведущая нога у меня - левая, но, бывает, с правой больше забиваю. Играя за «Арсенал», Хабаровску со штрафного забил левой, «Анжи» - с правой.

- Здесь нет противоречия: с ударной левой вы действуете на позиции правого инсайда?

— Если бить, то удобнее играть справа, а для удара уходить в середину. Если бы я закрывал левый фланг, то был бы скорее подающим игроком. Левоногие играют справа, чтобы бить. Яркий пример - Тошич. А вообще тренер решает, какую тактику избрать на матч и что должен делать футболист.

-          Пять мячей в составе оружейников - ваш лучший результат за сезон в РФПП.

-          Переход в «Арсенал» пошел мне на пользу. Здесь получаю много игрового времени, тренеры доверяют. Минувший сезон в Самаре получился провальным. Так бывает в жизни - черная полоса, белая. Ставил перед собой задачу, хотя бы пять мячей забить за Тулу. Не буду загадывать, но как минимум на пару голов хочу улучшить результат.

-          Вы фаталист, верите в судьбу?

-          После тех ситуаций, которые были в жизни, верю. В 2008 году в матче с пензенским «Зенитом» соперник в игровой ситуации ногой попал мне в висок, и я потерял сознание, сердце остановилось на четыре с лишним минуты. Вратарь «Зенита» первым пришел на помощь, руку в перчатке в рот засунул, достали язык. Доктор Владимир Николаевич Петров бил по груди, и сердце завелось.

- В 2009 году вы совершили резкий скачок из второго дивизиона в РФПЛ, став игроком «Крыльев Советов».

- Тут такая предыстория. В первенстве Черноземья забил за ФЦШ 26 мячей, посмотреть на меня приезжали скауты из ФК «Москва», когда там работал Слуцкий. Но тот момент наши руководители, которым я полностью доверял, хотели с коллективом подняться во вторую лигу. Позже позвонил Шмаров и спросил, поеду ли я на сбор в Барселону с «Крыльями», которые принял Слуцкий. А ФЦШ как раз вышел в ПФЛ. Я провел сборы, Леонид Викторович сказал, что готов оставить в Самаре. Однако в Воронеже меня переубедили: продолжишь забивать - будет еще больше предложений. Потом произошел этот случай с остановкой сердца. ФЦШ вылетел из второй лиги. Я поступил в институт, стал взрослеть. Подписал с агентом контракт, не советуясь со Шмаровым. Когда его назначили в «Факел», Валерий Валентинович на меня рассчитывал, а я ответил, что у меня есть агент. После этого мы не общались.

-          26 мячей забили на какой позиции?

-          Под нападающими. Всегда выходил в этом амплуа. Инсайда стал играть в премьер-лиге.

-          В Самаре со Слуцким вам недолго довелось поработать.

-          Приехал в дубль, пропустив полгода из-за травмы. Стал наверстывать упущенное. Леонид Викторович пригласил на тренировку основы, первый матч в заявке пришелся на «Кубань». Сыграли по нулям, я так и остался на скамейке. Уже было известно, что Слуцкий уйдет. А он с присущим ему юмором спросил после игры: «Как сиделось тебе»? Я говорю: «Круто!» Викторыч из «Крыльев» ушел в ЦСКА.

- А вы перебрались на Украину.

- Не каждому тренеру можешь нравиться. Пришел Юрий Газзаев. Я ему благодарен - при нем мои первые игры в премьер-лиге, первые голы. В Самаре возникли проблемы с финансированием, клуб не мог регистрировать новичков. Иногда даже играл за дубль, как, например, первый тайм с «Локомотивом», а на следующий день выходил с основой. Желания проявить себя было много. В средней линии играл молодой Цаллагов, в него Газзаев тоже поверил. У нас было чуть ли не 15 новичков, но их не регистрировали, я даже пошутил по этому поводу, мол пусть их дольше не регистрируют, у нас будет больше шансов играть. Но летом 2010 года вместо Юрия Фарзуновича пришел Тарханов. Вот он меня и зачехлил. Настали тяжелые времена. Просто жонглировал мячом возле поля, когда команда тренировалась. Думал, мужик я или не мужик. Контракт заканчивался, в конце сезона вроде бы поверили в меня, хотели подписать, но в итоге я ушел бесплатно. В донецком «Металлурге» главным тренером был россиянин Гордеев, известный по работе с «Сатурном». В спаррингах исправно забивал, но клуб не договорился с агентами по условиям контракта. Возник вариант с «Металлистом», и я уехал в Харьков. Главным там был Мирон Маркевич. Выходил на поле, пока Аргентина с Бразилией не подъехали. Мирон Богданович любит техничных иностранцев. Появились олимпийский чемпион из Аргентины Хосе Соса, бразильцы Тайсон и Клейтон - выдержать конкуренцию с ними было сложно, стал играть за дубль. Но я не такой человек, который будет сидеть на лавке. Действовал трехлетний контракт, и я попросил отпустить в аренду. Так я оказался в «Урале».

-          Что и говорить, сильная компания подобралась в «Металлисте».

-          С Тайсоном, он вышел за Бразилию в недавнем матче со сборной России, я взаимодействовал: он играл справа, я под нападающими. Харьковские фанаты любили Марко Девича, скандировали «Забивает много и играет ярко, первый после бога - это Девич Марко!» Был еще аргентинский нападающий Кристальдо. Защитник Милан Обрадович, поигравший в России за «Локомотив», мне много подсказывал. С украинским хавбеком Олегом Шелаевым сложились хорошие отношения и с другими футболистами. В общем, в Харькове я не чувствовал себя за границей.

- После «Урала» вы год играли за «Севастополь».

- Сезон-2012/13 провел в первой лиге Украины. Я понимал, какой уровень в нашей ФНЛ, а что там — не знал. Оказалось, добрый десяток команд просто стоят всем составом, окапываются в защите. В стартовых турах мы никак не могли победить, но затем все наладилось. Олег Кононов привил нам атакующий стиль, после матчей вызывал каждого и говорил, что верит в нас. За четыре тура до окончания первенства «Севастополь» обеспечил выход в премьер-лигу Украины. С теплым чувством вспоминаю, как нас поддерживали болельщики. На приветствии команд они вставали с шарфами и пели «Легендарный Севастополь, город русских моряков». Мурашки по коже бежали.

-          А кто вас в московский «Локомотив» позвал?

-          Главный тренер Леонид Кучук. Видимо, он с Олегом Георгиевичем пообщался, и Кононов рекомендовал меня. В чемпионате-2013/14 заняли третье место, хотя могли рассчитывать на большее. Леонид Станиславович доверял мне, играл в стартовом составе, но чаще выходил на замену. В «Локо» справа играл Саша Самедов.

-          И снова начались аренды, на сей раз в «Кубань». Помните, с кем сделали дубль всезоне-2014/15?

- Дважды огорчил «Арсенал», обыграли туляков в заключительном туре - 5:1. Оба мяча из-под Хагуша забил. Когда встретились с Анри в тульской команде, мы этот момент с улыбкой вспомнили. Чувствовалось, что в краснодарской жаре команде Аленичева было не очень комфортно. Мы-то привыкли. «Арсенал» тогда опустился в ФИЛ, но и «Кубань» провела не самый удачный сезон.

-          Зато в следующем сезоне для вас поначалу все складывалось гораздо лучше. Подписали с кубанцами полноценный контракт, в первой части чемпионата желто-зеленые разгромили «Спартак» (3:0) и «Локомотив» (6:2).

-          В «Кубани» поменялся тренер. После Дмитрия Хохлова пришел Сергей Ташуев. Он сразу дал понять, что мы никого не должны бояться. Силовые занятия, много тренажерки. Даже тренировались в щитках, чтобы в стыки шли, как в игре. И вот матч с «Локо». Уходил на перерыв и посмотрел на табло, там 5:0. Протер глаза - те же цифры. Фантастика!

-          Результаты «Арсенала» весной обнадеживают. Держим свой уровень, заданный в первой части сезона.

-          Всем, наверное, хочется большего. На сборах выглядели иначе, там играли поаккуратнее, что ли. А чемпионат России - это совсем другие амбиции и эмоции. Нельзя их сравнивать со спаррингами.

-          Что для вас аренда? Длительная командировка?

-          Скорее год жизни. Нет такого ощущения, что это временное, отработал и все. Сейчас не хочу думать об окончании аренды в «Арсенале», придет время - будет грустно. В каждой новой команде находил свои плюсы. В Туле мне нравится. Что дальше? Все будет зависеть от ЦСКА. Дай бог, чтобы удалось сохранить нашу боевитую команду.

-          Адаптироваться в рядах оружейников было легче, потому что нашли здесь немало своих знакомых?

-          С Миодрагом Божовичем в «Локомотиве» поработал, с Гариком (Игорем Горбатенко - прим, ред.) играл в «Урале», с Белей (Максимом Беляевым -прим, ред.) - в «Локо», с Шевченко первый сбор в Барселоне с «Крыльями Советов» провел. Игорь тогда еще совсем молодой был. Чувствую себя очень комфортно. А вот после первого года на Украине, после «Металлиста», было все по-другому. Меня в России никто не знал. Думали даже, что я украинец.

-          Горбатенко едва ли не первым спешит поздравить вас с забитым мячом. Есть немало таких фотографий с матчей.

-          С Игорем мы близки по духу. Живем вместе на сборах и заездах, не ссоримся.

- Он еще и терпит ваше увлечение компьютерными играми.

- Хотя мог давно послать куда подальше (смеется).

- Игорь не говорит своему другу, что пора бы детьми обзавестись?

- Говорит. Я и сам понимаю, хочу и жду этого. Мы с Гариком одного года, у него подрастают дочка и сын. Он счастлив, радуется общению с детьми.

- Расскажите романтическую историю знакомства с будущей супругой Кристиной.

- Мне было 19 лет, появилось свободное время, потому что лечил перелом пятой плюсневой кости. Тут еще родители подарили ноутбук. В общем, в «Одноклассниках» увидел симпатичную девушку Кристину из Саратова. Стали общаться в сети. Примерно через месяц состоялась наша первая встреча. Агент дал мне денег и напутствовал - «Погуляешь один день, посмотришь Саратов, вечером обратно». Купил букет, плюшевого медведя - и в поезд Москва-Саратов. Приехал - жара, цветы тут же увяли. А Кристина сразу понравилась. Мы погуляли, сказал ей, чтобы ждала меня. Вскоре я стал игроком «Крыльев Советов», от Самары до Саратова на поезде меньше 500 километров. На выходные к девушке приезжал. В 2012 году, когда выступал за «Урал», расписались в Екатеринбурге. Кристина теперь неплохо разбирается в футболе. Жена всегда рядом, мне важна поддержка моей прекрасной половинки.

- Какой вы по характеру?

- Спокойный, добрый, стараюсь соблюдать христианские заповеди. В людях ценю простоту и доброту. Мне комфортно в футбольном коллективе, с каждым я на одной волне. Вот на минуту представить, как я буду себя ощущать, скажем, в бизнесе? Смогу ли найти общий язык? Ценю то, что есть сейчас, нравится общение, знакомство с новыми людьми из мира футбола, друзья остались в Воронеже, которые уже не связаны с футболом. В разных командах у меня много хороших товарищей, среди них Беленов, Михалик, Янбаев.

-          Русский Халк - откуда это прозвище?

-          Когда за «Севастополь» парочку голов забил мощными ударами в стиле Халка, который в это время блистал в «Зените».

-          Какой из тульских голов больше соответствует прозвищу?

-          Со штрафного в домашней игре с Хабаровском. За «Кубань» в краснодарском дерби залетел неуправляемый снаряд. Хочется выстрелить еще.

-          Каким видите свое будущее?

-          Хочется как можно больше поиграть. После карьеры? Хотелось бы связать себя с футболом. Правда, ни в роли тренера, ни в роли агента себя не представляю.

-          Если бы не футбол, кем стали бы?

-          Гаишником или полицейским. Мой дядя - начальник ГАИ в Богучаре. Или по примеру отца стал бы водителем КАМАЗа. Правда, всерьез над этим не задумывался. Футбол всегда был на первом месте.

- Болельщики делают вам подарки?

- Это всегда приятно. В Туле мне дарили пряники, в Самаре - именную чайную ложку, в Уфе мед подарил кто-то из местных.

- Теперь о ваших увлечениях. Футболки собираете?

- Коллекция в бане небольшая, но на состав наберется. Есть футболки Кокорина, Олега Иванова, Павлюченко.

- Какое у вас еще хобби?

- Я рыбак и охотник. Но сейчас на это нет времени. Да и ружья пока нет, ходил с друзьями в загон на кабана. Мне нравится сам процесс, выехать зимой в лес, полюбоваться природой. Есть местечко в Богучаре на границе с Ростовской областью. А летом - рыбалка. Сомов ловил. Компьютерные игры люблю. Иногда звонят ребята из других клубов, предлагают сразиться в Counter-Striке. Бывает, играю с Чочиевым из «Крыльев» или с Кротовым из «Уфы». В «Краснодаре» мои партнеры Смолов, Мамаев, Синицын и Подберезкин, который сейчас в «Рубине».

-          7 апреля надо по-настоящему «Уфу» Кротова обыграть.

-          Я Славе в Counter-Striке каждый раз говорю об этом. Кстати, у него травма, пусть скорее выздоравливает. «Уфа» тоже за шестерку борется, матч будет очень трудным и может многое прояснить в турнирной таблице.

 

Беседовал Евгений Овсянников.

Поиск по новостям

Рубрика:
Дата:
С
по

Какие изменения повлечёт для Вас проведение домашнего матча с Уралом в рабочее время понедельника?

Голосовать